UKR RUS
Підбір туру
... в країни Європи
в країни відпочинку!

1336
тур(ів)
Пропозиції
Тури з інших міст
...з інших міст
України та Європи!

370
тур(ів)
Країни
...обираємо країну
та їдемо відпочивати

48
країн світу
Де купити тур
... та спокійно
їхати у відпустку!

більше 6000 агентств
Курс валют на 25.04.24
1€ = 42.46 грн.
1$ = 39.46 грн.
1€ = 1.13 $
показувати ціни на сайті в:
Контроль замовлення
... краще все
перевірити
вчасно!
Шукаю тебе :)
... попутника, і пошук
мій буде вдалим!

7003
попутників
Пошук
розширений пошук
Туристичні новини
Підписка на розсилку
 
Дельфы
Переглядів: 5914

По легенде, юный бог Аполлон пас быков змея Пифона, который охранял вход в прорицалище и обвивал своими кольцами гору Парнас и сами Дельфы. Рано возмужавший Аполлон убил Пифона (Дельфиния), опустошавшего окрестности, и в Дельфах, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, основал свое прорицалище. После убийства Аполлон очистился в водах реки Пеней в Темпейской долине, положил прах Пифона в треножник и установил в свою честь Пифийские игры. За убийство своего сына-змея Гея хотела низвергнуть Аполлона в Тартар, и он, искупая этот грех, должен был восемь лет оставаться в изгнании для умилостивления гнева богов. В Троянской войне Аполлон помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Затем он боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник. Весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в легендарную Гиперборею, где родилась его мать – богиня Лето.

Современные Дельфы расположены в номе Фокида (область Центральная Греция) и насчитывают всего около 2,5 тыс. жителей. Руины древних Дельф находятся неподалеку от городка, в десяти километрах от побережья Коринфского залива, на юго-западном склоне священной горы Парнас (на высоте 700 м над уровнем моря). Сам Парнас считался местопребыванием девяти муз – покровительниц искусств и наук, а расположенный здесь же Кастальский источник почитался как священный ключ бога Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам, а также способный давать пророческую силу.

Греческое слово «Дельфы» восходит к индоевропейскому корню, обозначающему «матку», «лоно», «утробу». Отсюда же происходят и слова «брат» или буквально «единоутробный», а также «дельфин» – «новорожденный младенец» или «утробный» (возможно это определение возникло из-за внешнего сходства дельфина с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка). Причина такого необычного названия, по-видимому, связана с тем, что, в представлении древних греков, в Дельфийском храме находился «Пуп Земли» (Омфал), который охраняли две змееголовые Горгоны.

Омфал представлял собой древний культовый объект в виде камня (байтил), считавшегося обиталищем Аполлона. Он имел вид монолитной глыбы и хранился во внутренней части храма, окруженный двумя золотыми орлами. По одной версии Омфал считался тем самым камнем, который Кронос проглотил вместо младенца Зевса. По другой легенде, Зевс выпустил с разных концов мира двух орлов, а в точку их встречи метнул камень, символизирующий центр мироздания («Пуп Земли»). Также существовало предание, согласно которому Омфал был могилой священного дельфийского змея Пифона, то есть изначально представлял собой надгробный камень и мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мертвых, выступая истинным центром всего мироздания.

Согласно археологическим исследованиям, начиная примерно с 1600 года до н. э. объектом поклонения в Дельфах было женское божество, связанное с культом Матери Земли. Около 1100 года до н. э. поселение приходит в упадок, а между 1000 и 735 годами до н.э. идет эволюция дельфийских треножников, которые приспосабливаются в качестве сидения для пифии – жрицы и прорицательницы в храме Аполлона. Она готовилась к ритуалу прорицания трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием пифия надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расщелиной, и, впадая в экстаз от одурманивающих и довольно вредных паров, пророчествовала.

В этот кульминационный момент пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и затем толковали жрецы («профеты») храма. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности, до принятия почетного сана она могла быть замужем. Но после посвящения от пифии требовались полная преданность богу Аполлону и целомудрие. В древности прорицания давались один раз в год, в день рождения Аполлона, когда он возвращался из страны Гипербореи. С VI века до н. э. прорицания стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трех зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже – ежедневно, кроме особо нечистых дней (также пифия отказывалась давать прорицания человеку, оскверненному преступлением).

В VII-VI веках до н. э. Дельфы стали играть роль общегреческого святилища. Дельфийский оракул (или прорицалище), действовавший при храме Аполлона, и которым заведовала пифия, обладал высоким авторитетом, принимая решения по самому широкому кругу вопросов. Дельфы выступали в сознании греков как духовная столица эллинского мира, как «общий очаг» Эллады, что позволяло жрецам на протяжении столетий пользоваться не только религиозным, но и политическим влиянием. Благодаря такому статусу в город стекались многочисленные дары, и Дельфы стали центром кредитных операций.

Но вернемся к мифам Древней Греции. После победы над Пифоном Аполлон отправился искать жрецов для своего главного храма. В море он увидел корабль, идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, Аполлон силой своих чар привёл корабль в Кирру (Крису), где открылся морякам и поведал об их предназначении. В Кирре моряки воздвигли первый жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором им явился бог. Из Кирры моряки отправились к горе Парнас, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев, выросших из крови древнейших титанов, храм из воска, и все последующие храмы Аполлону сооружались по его образцу.

Дельфы участвовали в Первой Священной войне (595-583 года до н. э.), которая была вызвана намерением алчных правителей соседнего портового полиса Кирра взимать пошлины с приезжавших в Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан Греции на свободное посещение святилища. Дельфийцев поддержали Афины во главе с правителем Солоном, но решающую роль в разгроме и полном разрушении Кирры (591 год до н. э.) сыграли возглавивший объединенное войско союзников Эврилох – правитель Ларисы и вождь Фессалийского союза, и тиран пелопонесского полиса Сикион Клисфен Старший.

После победы роль Эврилоха в Дельфах стала столь значительна, что он учредил ставшие знаменитыми Пифийские Игры – одни из четырех общеэллинских агонов (состязаний), занимавшие в иерархии второе место после Олимпийских. История Пифийских Игр начинается в 582 году до н.э., когда после окончания Первой Священной войны управление древними состязаниями перешло к Дельфийской Амфиктионии – совету двенадцати греческих племён, живших вокруг святилища. С тех пор Игры стали проходить не каждые восемь лет, как это было раньше, а каждые четыре года, за год до Олимпийских Игр.

Пифийские игры проводились в честь Аполлона, бога солнечного света и покровителя искусств. Местом состязаний служила близлежащая равнина, на которой участники соревновались в музыке, гимнастике и гонках колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок. Изначально проводились только музыкальные состязания, например, пение под аккомпанемент кифары, но позднее к ним добавились пение под аккомпанемент флейты и отдельно игра на флейте. В отличие от других крупных фестивалей эти дисциплины сохранили на Играх свое значение, хотя при обновлении к ним добавились атлетические соревнования, состязания на колесницах и верховая езда.

На время Игр действовал священный мир, продолжавшийся три месяца. Перемирие гарантировало людям – как участникам, так и зрителям – безопасную поездку на Игры и возвращение домой. Большое количество людей стекалось на Игры, что приносило Дельфам огромные доходы. Городская рыночная площадь (агора) становилась на время Игр значительным торговым местом, где продавались бесчисленные художественные товары.

Пифийские Игры длились от шести до восьми дней и начинались со священного театрального действа, которое изображало победу Аполлона над Пифоном. Во время торжественной процессии в храме Аполлона совершалось большое праздничное жертвоприношение, а после пышного пиршества на четвертый день начинались Игры. В театре проводились музыкальные и театральные соревнования, а на стадионе – атлетические состязания. Из-за гористой местности Дельф состязания на колесницах проводились на равнине у соседнего города Кирра, разрушенного в Первую Священную войну.

Пифийские Игры считались играми чести, ведь самыми бесценными призами на них были почет и уважение, которые доставались победителям и их родным городам. Поэтому греческие города поддерживали своих представителей всеми средствами, чтобы во время Игр те добились как можно большего успеха. В своих сочинениях эти великие состязания древности упоминали Геродот, Диодор Сицилийский, Овидий и Плутарх, а похвальные песни в честь победителей на Пифийских Играх слагал древнегреческий поэт-лирик Пиндар.

В середине V века до н. э. разногласия между Спартой и Афинами привели к началу Второй священной войны. В то время Фокидский союз, являвшийся союзником Афин в Средней Греции, претендовал на свою гегемонию в Дельфах и неоднократно пытался их захватить. В 449 году до н. э. фокидяне, воспользовавшись тем, что Афины контролировали всю Среднюю Грецию, предприняли очередную попытку присоединения Дельф.

Они вторглись в Дельфы и захватили управление святилищем, но консервативная дельфийская жреческая аристократия обратилась к непобедимым спартанцам, которые с лёгкостью выдворили фокидян и вернулись домой. Фокидяне же в свою очередь обратились к союзникам-афинянам. Афинское войско, руководимое известным полководцем Периклом, вошло в Дельфы и снова отдало их Фокидскому союзу. Таким образом, эта не слишком кровопролитная война не решила конфликтной ситуации в целом.

В дальнейшем, благодаря своей храбрости и покровительству теперь уже Спарты, фокидяне сохраняли независимость, хотя и настроили против себя дельфийцев и беотийцев. По совету последних, дельфийцы пожаловались Амфиктионии, что фокидяне присвоили себе и распахали часть земли Кирры, некогда отданной Дельфийскому храму. Амфиктиония присудила фокидянам большой штраф, но они решительно отказались уплатить его. Тогда Амфиктиония постановила, что фокидяне должны сделаться рабами Дельфийского храма.

В эту тяжелую минуту один из вождей Фокидского союза Филомел убедил сограждан вступить в борьбу за свою свободу. При финансовой поддержке спартанцев он набрал войско и начал Третью Священную войну (356-346 года до н.э.), отличавшуюся редким упорством и ожесточением. Фокидяне захватили бессметные сокровища Дельфийского храма, вооружили огромную армию и разбили беотийцев и их союзников. Незначительный до этого горный народ на короткое время сделался господствующим в Греции.

В 354 году до н.э., после поражения, нанесенного беотийцами, Филомел покончил с собой, бросившись со скалы. Армию фокидян возглавил талантливый полководец Ономарх, брат Филомела. После ряда блестящих побед, одержанных над врагами, он был разгромлен в сражении с объединенной армией фессалийцев и македонян. По одной из версий, Ономарх погиб при попытке доплыть до стоявших в море афинских кораблей, по другой – от рук собственных воинов (его тело было приколочено к кресту в наказание за святотатство).

Филипп II Македонский (отец Александра Великого) воспользовался неурядицей, вызванной Третьей Священной войной, и открыл себе дорогу в сердце Греции. Один только оратор Демосфен понимал опасность вмешательства Филиппа, но его голос оставался гласом вопиющего в пустыне. Фокиду постигла страшная кара – все города были разрушены, а населению разрешалось жить только небольшими деревнями. Третья Священная война возвысила Филиппа II и обессилила и без того уже слабую Грецию. Теперь Филиппу ничего не стоило захватить греческую гегемонию, что скоро и случилось.

В 339 году до н. э. жители соседней Амфисы вновь распахали священные земли на равнине у Кирры, что автоматически повлекло за собой объявление Четвертой Священной войны. Филипп II Македонский немедленно воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы вмешаться в конфликт и выступить против греков силами самих греков. Дельфийская Амфиктиония, в которую после Третьей Священной войны входила и Македония, призвала на помощь Филиппа. Его официально избрали военачальником союзнической армии «амфиктионов», и дорога македонским войскам в Среднюю Грецию была открыта.

Первым делом Филипп II направился не против Амфисы, а укрепил полис Элатея, откуда удобно было угрожать Фивам и Афинам. Только после того, как македоняне взяли под свой контроль всю Фокиду и Дориду, они, наконец, захватили и разрушили Амфису. В августе 338 года до н. э. в решающем сражении при Херонее (Беотия) Филипп II разгромил объединенную армию греческих городов-государств и окончательно подчинил себе Грецию.

В 290 году до н.э. власть над Дельфийским храмом перешла к влиятельному Этолийскому союзу. В 394 году последний император единой Римской империи Феодосий I запретил Пифийские и Олимпийские Игры как языческие. В 1927 и 1930 годах прошли два Дельфийских фестиваля, организованных по инициативе видного греческого поэта и драматурга Ангелоса Сикелианоса, однако идея возрождения Пифийских Игр натолкнулась на сопротивление официальных властей Греции. Современные Дельфийские фестивали, которые ежегодно в июне проходят в Дельфах, ориентированы в основном на туристов.

Благодаря раскопкам, которые велись с 1892 года, были заново открыты храм Аполлона Пифийского (VI-IV века до н. э.), стадион (VI век до н. э.), сокровищницы сифносцев (конец VI века до н. э.) и афинян (начало V века до н. э.), галерея-портик (V век до н. э.), театр (II век до н. э.) и другие сооружения. Благодаря этим бесценным находкам археологический заповедник Дельф в 1987 году был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно древнегреческим мифам, первый каменный храм Аполлона был построен в Дельфах братьями Трофонием и Агамедом во второй половине VII века до н.э. (был уничтожен пожаром в середине VI века до н. э.). Они же построили царю Гириею знаменитую сокровищницу с потайным входом в стене, через который обокрали его. По одному сказанию, чтобы скрыть преступление, Трофоний отрубил голову попавшему в капкан Агамеду, за что его самого поглотила расступившаяся земля. По другой версии, братья попросили у Аполлона вознаграждение за строительство храма и через несколько дней оба умерли во сне.

Другой каменный храм Аполлону был построен архитектором Спинфаром по заказу Дельфийской Амфиктионии (был разрушен землетрясением в IV веке до н. э., но вскоре восстановлен; нынешние руины являются остатками именно этого сооружения). До первых каменных храмов в Дельфах существовали еще и мифические святилища Аполлону, изготовленные, в том числе, из лавровых деревьев и пчелиного воска, а также выкованный из меди богом огня Гефестом – покровителем кузнечного ремесла. На нем, согласно легендам, сидело шесть золотых птиц («чаровательниц»), которые завораживали посетителей, после чего те умирали. Зевс поразил храм своей молнией и спрятал его от людских глаз, а птиц богиня Афина наделила пророческим даром (их отождествляют с сиренами).

Согласно исследованиям археологов, Дельфийский храм располагался на южном скалистом склоне Парнаса, недалеко от священного Кастальского источника. На фронтоне храма были высечены изречения «Семи мудрецов» («познай самого себя», «ничего сверх меры»), а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой таинственной буквы было приношением самих «Семи мудрецов» (величайших древнегреческих философов и политиков VII-VI веков до н.э.). Позже афиняне заменили его на медное, а легендарная римская императрица Ливия (I век) подарила святилищу золотое.

Для посетителей в храме были доступны жертвенник богу морей Посейдону, статуи двух Мойр (богинь судьбы), Зевса и Аполлона, а также железный трон поэта Пиндара. Во внутренней части храма, недоступной для посторонних, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал («Пуп Земли») с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом убитого Аполлоном Пифона. Посреди амфитеатра располагалась площадка с расщелиной в скале, из которой поднимались ядовитые испарения. Здесь же стоял золотой треножник, на котором восседала пифия.

Так как Аполлон считался покровителем путников и мореходов, колониальных экспедиций и вновь основанных полисов, то перед началом нового путешествия было принято обращаться к Дельфийскому оракулу. Благодаря этому здешний храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы прорицалища. В подданство Дельфийскому святилищу переходили вновь создаваемые греческими колонистами храмы в разных концах Средиземноморья.

Через посредство храма Аполлона в Кумах (Кампания) были налажены тесные отношения дельфийского жречества с этрусской династией Тарквинеев, правившей в Риме. После падения этой династии (510 год до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (прорицательницы) в ставший республикой Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии с её обширным пантеоном.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII-V векам до н. э., когда он выступал посредником в конфликтах между греческими полисами. В ту эпоху было принято по всем важным вопросам государственной и даже личной жизни обращаться за советом к оракулу. Дельфы осуществили политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. К Дельфийскому святилищу стремились посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Фригийский царь Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон, также щедрыми дарами жрецам Дельф славился легендарный лидийский царь Крез.

Ослабление влияния храма Аполлона началось со времени греко-персидских войн (первая половина V века до н.э.), когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром огромной Персидской империи. Однако, ещё во времена римского владычества в Греции (со II века до н.э. по IV век н.э.) в храме хранились подношения и денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Дельфийский храм горел во время нашествия галлов в 279 году до н. э., неоднократно был разграблен (в том числе в 80-е годы I века до н. э. фракийцами). В конце I века н.э. храм в Дельфах был восстановлен, а последние известные обращения к оракулу относятся к III веку. Однако, при римском императоре Феодосии I Великом (конец IV века) святилище окончательно закрыли.

1
Автор: Александр Фандюшин (Львов) Дата нотатки: 10.07.2013    К-сть сторінок: 1


Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638