Небольшой уютный отель Discovery B&B приглашает гостей Львова. Меблированные комнаты отеля расположены на тихой зелёной улице в старой части Львова, в доме австрийской постройки. Номерной фонд состоит из 14 номеров со всеми удобствами различного класса и ценовой категории.
Предлагаем нашим гостям уютные комнаты отельного типа со всеми удобствами, которые оборудованы всем необходимым для комфортного отдыха. Каждая комната своеобразна, имеет свое название и соответствующий интерьер.
Амстердам остается основным деловым, финансовым и культурным центром Нидерландов. Фондовая биржа, правления крупнейших банков и страховых компаний, всемирно известные театры и учебные заведения, редакции крупнейших газет – все это задает тот динамичный ритм, который делает город поистине современным. А старинные кварталы, состоящие из аккуратных «пряничных» домиков, дарят жителям и многочисленным гостям Амстердама уютную, почти домашнюю атмосферу.
Немалое удовольствие любознательным туристам доставляют названия городских ориентиров: квартал Зеркал, улица Четырех Ветров, мост Трех Селедок… Они заставляют вспомнить подзабытые детские сказки. Тем более что на площадях старого Амстердама до сих пор можно встретить настоящих шарманщиков и трубочистов.
Первое упоминание об Амстердаме относится к 1275 году. Город возник на месте рыбацкого поселка в устье реки Амстел, отсюда и его название: «Дамба на Амстеле». Как и многие голландские поселения, он начался со строительства плотины. Дело в том, что большая часть территории Нидерландов расположена ниже уровня моря, поэтому частые в этих местах приливы, отливы и шторма могут в считанные часы смести с лица земли целый город.
Пословица «Бог создал море, а голландцы – берега» довольно точно характеризует и национальный характер здешних жителей, и местный рельеф. Многие из пригородов Амстердама расположены на отвоеванных у моря территориях. О том, что на месте столичного международного аэропорта когда-то плескалось огромное Харлемское озеро, сегодня напоминает только его название: Схипхолл – «Бухта кораблей». Да и в названиях многих улиц и площадей города то и дело мелькает корень «рак» или «рок», что означает «порт».
В связи с тем, что первоначально дамба была воздвигнута на восточном берегу реки, большинство старых названий в восточной части Амстердама имеет приставку «Ауде» («Старый») или «Аудезейдс» («Старая сторона»). Строительство дамбы на западном берегу реки произошло несколько позже, и дало название расположенной на её месте стариной улице Ниувендейк («Новая дамба»), которая идет параллельно центральной улице Дамрак.
Плотина через реку Амстел позволила выделить место для небольшой площади, получившей название Дам. Статус города рыбацкая деревня получила на рубеже XIII-XIV веков, а её название приобрело современное звучание. В 1317 году произошло присоединение Амстердама к графству Голландия, роль которого в землях Нидерландов была довольно весомой уже в то время, что подтверждается удачным замужеством дочерей графа Вильгельма III (одна стала королевой Англии, другая – супругой императора Священной Римской империи). С этого момента началось бурное развитие Амстердама.
К востоку от площади Дам, которая оставалась центром города, были построены две гавани: одна на заливе Эй, другая на реке Амстел. Рост города шел одновременно с постепенной засыпкой грунтом обеих гаваней и строительством прилегающих к площади Дам улиц Дамрак и Рокин, которые до сих пор являются одними из основных магистралей старого Амстердама. В 1306 году на месте деревянной капеллы был построена первая церковь Амстердама – Ауде керк, посвященная покровителю города и моряков Святому Николаю.
К середине XIV века город был с обеих сторон окружен укрепленными каналами, которые стали первым кольцом в системе водных путей сообщений. Второе кольцо каналов сложилось к началу XV века, охватив обширную территорию, образовавшуюся за первыми городскими стенами и увеличив площадь Амстердама до 105 гектаров. Кроме удобного сообщения новые каналы дали городу дополнительную защиту от внешних врагов.
Значение амстердамского порта возросло к концу XV века после того, что Ганзейский союз дал городу право свободной торговли на Балтийском море. В тот период около 70% грузовых перевозок по Балтике осуществлялись через Амстердам. Новый период расцвета города начался с 1578 года, после завоевания независимости от испанского правления и образования Республики Соединенных провинций Нидерландов. Южные провинции республики были разорены испанцами, которые опустошили Антверпен, закрыв для судоходства устье реки Шельда. Все эти факторы позволили Амстердаму почти два века развиваться без существенной конкуренции и предоставили в его распоряжение новые рынки сбыта.
Власть в Амстердаме сосредоточилась в руках совета из 36 регентов, которые, предвидя дальнейший рост города, дали поручение архитектору Хендрику де Кейсеру разработать план развития, который в дальнейшем получил название «План трёх каналов». Воплощение этого плана в 1585-1658 годах придало Амстердаму современные очертания. С момента начала грандиозного строительства город увеличился почти вдвое, а за пределами городских стен, возведенных в XV веке, был построен новый канал. Окончательное осуществление плана, проходившее под контролем муниципалитета, расширило территорию Амстердама к 1658 году в четыре раза – до 716 гектаров, придало городу гармоничный вид и принесло ему заслуженную славу одного из красивейших городов Европы.
С 1609 года, когда голландские моряки под командованием Генри Гудзона отправились из Амстердама на поиски Новой Индии, началась яркая эпоха колониальных захватов. Образование сначала Ост-Индской, а затем Вест-Индской компаний, и открытие фондовой биржи еще больше укрепили экономические и политические позиции Амстердама.
Амстердамская фондовая биржа, основанная в 1602 году голландской Ост-Индской компанией, считалась старейшей в мире. Впоследствии она была переименована в Амстердамскую Биржу и первой начала торговать ценными бумагами. В истории мировых бирж большое значение имела и Амстердамская товарная биржа, возникшая в 1608 году. Именно на ней впервые была введена торговля по образцам и пробам товаров, а в дальнейшем были установлены нормы и стандарты качества для различных групп товаров, что позволило проводить торговлю без представления на биржу самой продукции.
На рубеже XVII-XVIII веков город стал одним из крупнейших торговых центров Европы и мира, а также экономическим и культурным центром Нидерландов. Из заморских колоний сюда доставлялись пряности, кофе, чай, ткани и драгоценные камни, а местные проныры-купцы могли предложить любые товары на любой вкус и кошелек. На тот же XVII век приходится и ставшая уже легендарной история о цветочных биржах. После завоза в страну луковицы тюльпана обычно спокойные голландцы разом заболели «тюльпанной лихорадкой».
В Амстердаме, как и по всей Голландии, люди продавали все свое имущество, чтобы приобрести луковицы редких сортов тюльпанов и потом выгодно продать их. Сохранились записи и о «бартерных» сделках: за одну луковицу редкого сорта было предложено два воза ячменя, четыре воза ржи, четыре овцы, четыре бочки пива и столько же вина, две бочки масла, костюм из тонкого сукна и расшитый серебром кушак в придачу.
Несколько позже на смену тюльпану пришли гиацинты – правда, сделки заключались уже с меньшим размахом. Сейчас голландцы не так азартны, однако исправно поставляют целые тонны цветов покупателям всего мира. Во второй половине XVIII века значение Амстердама в мировой торговле пошло на спад, а численность населения стала уменьшаться. В 1795 году Амстердам был провозглашен столицей Батавской республики, а спустя 11 лет – Голландского королевства. Французская оккупация 1795-1813 годов, торговая политика Наполеона и континентальная блокада стали серьезным ударом по экономике города.
При популярном у народа Луи Бонапарте, ставшем при своем брате Наполеоне королем Голландии, городская ратуша была преобразована в королевский дворец, был открыт Королевский институт науки, литературы и изящных искусств (ныне Королевская Нидерландская академия наук), а также заложены основы будущего Государственного музея (Рейксмузеум). В 1810 году Нидерланды были включены в состав Французской империи, а Наполеон относился к Амстердаму как к третьему по значению городу после Парижа и Рима.
В марте 1814 года, после поражения Наполеона, принц Вильгельм Фредерик Оранский был провозглашен в Новой церкви королем Нидерландов под именем Вильгельма I, а Амстердам, таким образом, вернул себе статус столицы. В начале XIX века Амстердам занял шестое место по величине среди европейских городов после Лондона, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и Вены. В последней четверти XIX века, в связи с ускоренной индустриализацией и возрождением морского порта, в Амстердаме возникли острые жилищные проблемы, обусловленные притоком рабочей силы из деревень и небольших городов.
Постройка в 60 – 80-х годах XIX века канала Амстердам – Северное море открыла новый водный путь, который увеличил значение города как важнейшего порта страны. К началу XX века численность населения Амстердама достигла 500 тысяч человек. По причине нейтралитета, объявленного Нидерландами, Первая мировая война серьезного воздействия на город и его жителей не оказала. В 1928 году Амстердам стал столицей IX Олимпийских игр.
Перед началом Второй мировой войны Амстердам являлся мировым центром алмазной промышленности, которая была сосредоточена главным образом в руках еврейских семей. Оккупация города немецкими войсками продлилась с мая 1940 года по май 1945 года. Во время неё более 100 тыс. евреев были высланы за пределы города, а часть из них погибла в концлагерях (голландское население пострадало от войны в значительно меньшей степени).
50 – 70-е годы XX века были ознаменованы волной иммиграции из бывших колоний, прежде всего из Суринама. Помимо этого, в город стали переезжать выходцы из Турции, Марокко, Индонезии и других стран, а в 60-х годах Амстердам оказался центром движения европейских хиппи. Изменения коснулись и экономической сферы: на современном этапе казна города держится главным образом на доходах от торговли и сферы услуг (в том числе туризма), отказавшись от нерентабельной тяжелой промышленности.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Облик любого города зависит, прежде всего, от того, кто играет в нем главенствующую роль. Есть города-промышленники, города-аристократы, города-воины) Амстердам – купеческий город, торговля и кредит были здесь в почете во все времена, особенно после победы Реформации. Город идеально приспособлен для туризма, однако из-за того, что он построен на нескольких островах, добраться до нужного места приезжему бывает не так уж просто.
Практически все, что стоит посмотреть в Амстердаме, находится в историческом центре или неподалеку от него. А для тех, кто не слишком любит ходить пешком, есть три прекрасных возможности исследовать город: на трамвае, кольцевая линия которого обегает все основные достопримечательности, на прогулочном катере (у всех музеев оборудованы причалы) или, по примеру амстердамцев, на велосипеде. Велосипедистов в Амстердаме великое множество, а вдоль проезжей части проложены специальные дорожки для любителей «круглых ног» (так голландцы прозвали свое основное средство передвижения). Если своего велосипеда нет – не беда, его всегда можно взять напрокат по доступной цене.
Весь старый центр Амстердама построен на сваях – обычный фундамент давно бы разрушился, а мореный дуб легко выдерживает сырость. Кроме того, плотные слои почвы находятся на глубине 12 метров, поэтому сваи жизненно необходимы. И старинная башня, в которой некогда чеканились монеты, и городская ратуша, и Харлемский вокзал веками опираются на деревянные подпорки. Многие из жилых домов были построены по тому же принципу, так что Эразм Роттердамский не сильно погрешил против истины, назвав Амстердам единственным в мире городом, в котором люди живут на вершинах деревьев подобно воронам.
Главная улица города – Дамрак – расположена на месте бывшего русла реки. Когда голландцы соединяли между собой каналы, они стремились сделать их прямыми, как спицы в колесе. Извилистая речушка немного портила общую картину, поэтому трудолюбивые жители Амстердама вырыли для неё новое русло, а на прежнем месте появилась улица. В её начале, на площади Дам, возвышается пышный Королевский дворец, а рядом находятся всемирно известный Музей восковых фигур мадам Тюссо, Национальный монумент, Новая церковь, несколько фешенебельных отелей и больших универмагов.
Королевский дворец (бывшая ратуша) спроектировал крупнейший представитель голландского классицизма Якоб ван Кампен, вдохновленный римской архитектурой. Здание опирается на 13 659 свай, стены возведены из жёлтого песчаника, привезённого из Германии. Внутрь ведет семь совершенно одинаковых дверей (городом некогда правили семь спесивых сановников, которые не желали сталкиваться друг с другом при входе, ведь тогда один из них должен был бы уступить дорогу другому – так и появилось семь входов в ратушу).
Королевский дворец, построенный в 1655 году в стиле голландского классицизма, является одним из трёх дворцов в Нидерландах, которые находятся в распоряжении монарха. Три этажа венчает купол с флюгером в виде морского судна, а роскошь внутренних интерьеров, отделанных мрамором, по замыслу создателей подчеркивает величие Амстердама. На полу огромного центрального зала изображены полушария Земли.
Дворец использовался как ратуша до 1808 года, после чего в нём находилась резиденция короля Голландии Луи Бонапарта. После освобождения Нидерландов от наполеоновского владычества дворец был передан в ведение Оранского королевского дома, а в 1935 году был выкуплен государством. Ныне в его многочисленных залах и галереях выставлены картины голландских художников – Рембрандта, Говерта Флинка, Якоба Йорданса, Яна Ливенса и Фердинанда Боля.
Амстердамцы постоянно помнят об угрозе со стороны моря. В бывшей ратуше, построенной, как и весь центральный район, на сваях, находится стеклянная колонна, внутри которой то поднимается, то опускается столб воды. Это приспособление показывает уровень моря, а во время приливов вода в колонне стоит выше человеческого роста. Приезжим в такие моменты становится очень неуютно: кажется, что разбушевавшиеся волны каждую секунду могут ворваться в город. Но местные жители спокойны, они хорошо изучили своего «врага» и знают, чего от него ожидать. После возведения плотины Зейдек и переправы со шлюзами на реке Амстел город стал спать спокойно, несмотря на то, что наводнения случаются в Нидерландах несколько десятков раз в год.
Восточнее дворца возвышается Национальный монумент, воздвигнутый в 1956 году в память о жертвах нидерландского народа, принесенных в борьбе с немецким фашизмом. Рядом находится Музей восковых фигур мадам Тюссо – филиал знаменитого лондонского музея, разместившийся с 1971 года в здании шикарного универмага «Пик энд Клоппенбург».
Южнее площади Дам, на канале Сингел расположен единственный в мире плавучий цветочный рынок, где буйство красок не утихает до глубокой осени. Сюда он перебрался в 1862 году, после того, как предыдущее место, канал Синт-Люсиенвал, запланировали засыпать. В настоящее время рынок функционирует в основном как туристическая достопримечательность. Магазины расположены на баржах вдоль набережной, в них можно приобрести местные и экзотические цветы и растения или сувениры. Лучше всего представлены тюльпаны, луковицы которых продаются упаковками и на развес, в среднем по 3-5 евро за десяток.
На центральной улице Дамрак, идущей в сторону главного вокзала, находится здание Амстердамской биржи, построенное в 1903 году знаменитым архитектором Хендриком Петрюсом Берлаге. Над куполом биржи, более похожей на дворец, на тонком шпиле красуется позолоченный кораблик под всеми парусами. Ныне многочисленные залы бывшей биржи используются для проведения театральных постановок, выставок и конгрессов.
Во время праздников Дамрак, застроенная культурными центрами, множеством кафе, ремесленных мастерских и музеев, становится одной большой сценой, на которой проходят разнообразные театрализованные представления. А праздников здесь немало – помимо традиционных Рождества (25-26 декабря) и Нового года (1 января), голландцы с удовольствием и размахом отмечают Страстную пятницу и Пасху, День рождения королевы (30 апреля), День поминовения (4 мая), День победы над фашизмом (5 мая), День Святого Николая (5 декабря), покровителя Амстердама. А если добавить к этому множество фестивалей и карнавалов, то создается впечатление непрекращающегося праздника.
О музеях Амстердама можно было бы написать отдельную книгу. Здесь находятся Музей Ван Гога, Музей Рембрандта, Музей Анны Франк, Исторический музей Амстердама, Музей современной живописи Стеделейк, амстердамский Эрмитаж, Музей судоходства, знаменитый Рейксмузеум, расположенный в красивейшем здании XIX века, и даже Музей сумок. Основная экспозиция Рейксмузеума, который находится на юго-западе от центральных кварталов Амстердама, посвящена великолепной живописи Нидерландов XV-XVII веков. Здесь же размещается превосходное собрание прикладного искусства (изделия из серебра и изумительный делфтский фарфор) и коллекция произведений азиатского искусства.
В восточном крыле музея находится экспозиция, посвященная истории Голландии. Славу Рейксмузеума составляют картины четырех прославленных живописцев: Франса Халса, Яна Стена, Рембрандта и Вермеера. А самым знаменитым из экспонатов музея является, конечно же, «Ночной дозор» Рембрандта, написанный им в 1642 году по заказу гильдии городских стрелков (при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что с веками картина покрылась слоем копоти, исказившим её колорит, а после расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь).
Вообще, амстердамцы очень гордятся тем, что прославленный мастер кисти прожил в их городе большую часть своей жизни. В старой части Амстердама находится дом-музей, в котором когда-то жил Рембрандт, а недалеко, в центре площади, носящей его имя, установлен памятник великому художнику, вокруг которого расположена скульптурная композиция из 21 бронзовой фигуры героев его картины «Ночной дозор». Когда-то на площади Рембрандта находился масляной рынок, но со временем это место превратилось в центр ночной жизни Амстердама – здесь разместилось множество магазинов, кафе и баров, на одном из зданий установлен самый большой в Европе жидкокристаллический экран.
Музей Рембрандта открылся в 1911 году в доме, который художник приобрёл на пике славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году (передав почти всё своё имущество любимому сыну Титусу, Рембрандт перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где и провёл остаток жизни). В музее восстановлена историческая обстановка времени Рембрандта, экспонируются офорты великого гения и картины его современников. Всё имущество художника было продано с аукциона, но сохранилась его опись, составленная нотариусом и ставшая источником для создания экспозиции музея.
Недалеко от дома-музея Рембрандта расположен Еврейский исторический музей, который с 1987 года занимает здание бывшей Большой синагоги. До Второй мировой войны фонды музея располагались в средневековом здании Де Вааг, но после немецкой оккупации большая часть коллекции была уничтожена или разграблена (часть экспонатов удалось вернуть после войны). В 1955 году деятельность музея была восстановлена и сейчас здесь выставлены экспонаты, посвященные истории евреев Амстердама и трагедии Холокоста, выпавшей на долю нидерландских, а также бежавших в город немецких и австрийских евреев.
Рядом с Рейксмузеум на огромной Музейной площади находится музей другого голландского гения – Ван Гога. Собрание музея содержит самую большую в мире коллекцию картин и рисунков Винсента Ван Гога (в том числе «Едоки картофеля»), а также работы его современников, в том числе Поля Гогена, Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека и Пабло Пикассо. Основное здание Музея Ван Гога было построено по проекту архитектора и дизайнера Геррита Ритвельда и открыто в 1973 году, а экспозиционное крыло, открытое в 1999 году, спроектировал японец Кисё Курокава.
По соседству расположился Городской музей Амстердама или Музей Стеделейк, основанный в 1895 году в качестве музея истории города. В здании, построенном в стиле неоренессанса, первоначально демонстрировалась мебель, монеты, изделия из серебра, оружие, украшения и жилая обстановка из старых амстердамских домов. В 1920-1940 годах часть фондов музея была передана в другие учреждения, но в это же время была создана коллекция современного нидерландского и французского искусства. С 1930 года музей хранил обширную коллекцию работ Ван Гога, которая в 1972 году переехала в собственное здание.
Лишь к началу 70-х годов XX века обновленный Стеделейк стал выступать в новом качестве – первого в Амстердаме музея современного искусства. Ныне здесь выставлены произведения Пабло Пикассо, Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Василия Кандинского, Казимира Малевича (собрание его работ – крупнейшее за пределами бывшего СССР), Марка Шагала, Пита Мондриана, Тео ван Дусбурга и Геррита Ритвельда.
В здании бывшего дома престарелых «Амстелхоф», расположенного между каналами Новый Херенграхт и Новый Кайзерграхт, в 2009 году открылся новый музей – «Эрмитаж Амстердам» или «Эрмитаж на Амстеле», который является филиалом питерского Эрмитажа. Сегодня музей имеет 4 тыс. квадратных метров выставочной площади, но без своей собственной коллекции – здесь выставляют только привозные экспонаты из запасников родительского Эрмитажа. Также в музейный комплекс входят отреставрированные церковь и кухня бывшей богадельни, два магазина и ресторан «Нева» с террасой.
Некоторые амстердамские музеи выглядят довольно нетрадиционно. Например, здание крупнейшего научного музея страны «NEMO» построено по проекту выдающегося итальянца Ренцо Пьяно в виде носа огромного корабля, бросившего якорь в старом порту города. Летом 1997 года музей под названием «Нью Метрополис» был торжественно открыт с участием королевы Беатрикс, но спустя два года у него случились финансовые трудности, он даже прошёл процедуру банкротства. Тогда то и произошла некоторая реорганизация, после которой музей стал именоваться Национальным центром науки и технологий («NEMO»).
Благодаря замыслу Ренцо Пьяно внутри музея можно увидеть вентиляционные трубы, стальные перекрытия и прочие функциональные детали здания (не зря же он создал стиль «хай-тек» и является автором парижского Центра Помпиду). Со ступенчатой крыши «NEMO», на которую можно выйти через четвёртый этаж музея, приятно любоваться видом на старый город. Особенность площадки в том, что это единственное высоко расположенное место в Амстердаме, с которого открывается такой обзор. Само здание не всегда было зелёным; медная обшивка покрывалась патиной постепенно, со дня открытия музея.
Рядом с ним расположено здание Музея судоходства или Морского музея, представляющее собой бывший военно-морской склад 1656 года постройки. Экспозиции музея посвящены истории мореплавания, а среди экспонатов выделяются картины, изображающие великие морские сражения, и портреты голландских военно-морских офицеров, модели кораблей, оружие и морские карты. Среди собрания карт есть уникальная коллекция работ известных картографов XVII века Виллема и Яна Блау. Кроме того, в музее хранится одна из уцелевших копий первого издания работы Максимилиана Трансильвана «De Moluccis Insulis», в которой тот описал первое кругосветное путешествие португальца Фернана Магеллана. Рядом с музеем пришвартован корабль, аналогичный тем, что ходили между Нидерландами и Вест-Индией.
Амстердамский порт, откуда к суровым берегам Арктики выходили корабли Баренца, и поныне является одним из крупнейших на Северном море, хотя и существенно уступает соседнему труженику Роттердаму. Он еще помнит тяжелую поступь Петра I, приехавшего в Голландию, чтобы научиться корабельному делу. Молодой царь с любопытством посещал амстердамские типографии, канатные фабрики, плотины и шлюзы, воспитательные дома и ботанический сад. Отсюда Петр I отправил на родину первый мешок картофеля.
В портовой части старого Амстердама, возле церкви Святого Николая и Центрального вокзала находится бывшая крепостная башня Схрейерсторен (XV века), известная также как «Башня плача». Её название произошло от слова «острый», так как городская стена в этом месте поворачивала под острым углом, и лишь со временем возникла «городская легенда», которая пришлась по нраву, как местным жителям, так и многочисленным туристам.
Якобы стоя на башне, заплаканные женщины провожали своих мужей в опасное плаванье, и потом долгие месяцы с надеждой всматривались в даль – не покажется ли на горизонте знакомый корабль? К северо-восточной стене башни в 1927 году была прикреплена памятная бронзовая табличка, на которой написано, что именно отсюда в апреле 1609 года отправился в плаванье англичанин Генри Гудзон, открывший остров Манхэттен и реку Гудзон. В 1966 году башня была отреставрирована, после чего в ней разместилось уютное кафе. А совсем рядом возвышаются современные портовые краны, снуют по морю танкеры, буксиры и катера. Как и во всем городе, старое здесь гармонично соседствует с новым.
Но музеи Амстердама и на этом не перестают удивлять своих посетителей. Совершенно неожиданно в этих широтах выглядит антропологический Музей тропиков с великолепными коллекциями изобразительного искусства, скульптур, (Фотографий и редких растений. А любители пива могут проследить весь процесс изготовления этого напитка на заводе «Хайнекен» или в Музее пива. Недалеко от Амстердама находится замечательный парк миниатюр «Мадуродам», где все лучшие строения Нидерландов выполнены в уменьшенном виде с вызывающей неподдельное восхищение достоверностью.
Рядом с окружающим Музей тропиков обширным Остерпарком расположен старейший в стране зоопарк «Артис», основанный в 1838 году (его полное название – «Natura Artis Magistra», что переводится с латыни как «Природа – наставница искусства»). Кроме клеток и вольеров, в которых содержится более 6 тыс. животных 700 видов, на территории зоопарка находятся планетарий, детская ферма, большой аквариум, теплица, захватывающие геологический и зоологический музеи, рассказывающие о флоре и фауне Нидерландов.
В нидерландской столице огромное количество церквей, среди которых выделяются несколько наиболее знаменитых: Старая, Новая, Южная и Западная. Старая церковь (Ауде керк), построенная в XIII-XIV веках на месте деревянной капеллы, является классикой готической архитектуры и старейшим из сохранившихся сооружений города. Она подверглась многочисленным перестройкам и в XVI веке приобрела некоторые элементы Ренессанса. В 1556 году средневековые интерьеры церкви пали жертвой кальвинистов-иконоборцев, поэтому современное внутреннее убранство храма практически лишено украшений.
Новая церковь (Ньиве керк) XV века, расположенная на площади Дам рядом с Королевским дворцом, является местом захоронения многих знатных особ, в том числе отважного адмирала Михаэля Адриансзона де Рюйтера, великого поэта и драматурга Йоста ван ден Вондела и картографа Виллема Блау. Также под её сводами в течение нескольких столетий проходят церемонии коронаций и бракосочетаний нидерландских монархов.
В 1421, 1452 и 1645 годах Новая церковь сильно пострадала во время городских пожаров. После 1645 года она была перестроена в готическом стиле, а в 1892-1914 годах капитально отремонтирована, в результате чего были добавлены многие неоготические детали. Ещё одна реконструкция прошла в 1959-1980 годах, но в настоящее время службы в церкви не проводятся, и она используется для различных выставок и органных концертов.
В Западной церкви (Вестер керк), построенной в 1620-1631 годах по проекту Хендрика де Кейсера на берегу канала Принсенграхт, был погребен Рембрандт (правда, до сих пор не установлено, в каком именно склепе). Также здесь похоронены модель и сожительница великого художника Хендрикье Стоффелс, картограф Ян Блау, художник Николас Питерс Берхем и, возможно, сын Рембрандта Титус ван Рейн. 10 марта 1966 года в церкви венчались принцесса Беатрикс из Оранской династии и немецкий аристократ Клаус фон Амсберг.
Шпиль церкви, имея высоту 85 метров, является самым высоким церковным шпилем в Амстердаме. Его венчает модель короны Австрийской империи императора Максимилиана I. Вестеркерк находится вблизи Дома Анны Франк и была описана в её дневнике, а на церковной площади установлена статуя этой героической еврейской девочки, погибшей в фашистском концлагере. Также вблизи церкви, на берегу канала Кейзерграхт находится Гомомонумент, установленный в 1987 году в память обо всех представителях сексуальных меньшинств, которые погибли или подвергались преследованиям.
Южная церковь (Цюйдер керк) была построена в 1603-1611 годах архитектором Хендриком де Кейсером, которого после его смерти в 1621 году похоронили в ней. Расположенная недалеко от дома-музея Рембрандта, она интересна тем, что стала первым храмом, где были разрешены протестантские службы (до этого протестанты могли собираться только в тайных молельных домах). С грациозной колокольни Цюйдер керк открываются прекрасные виды на бывшее еврейское гетто Амстердама и район Нового рынка.
Площадь Новый рынок расположена в центре китайского района Чайнатаун, рядом со знаменитым Де Валлен – районом «красных фонарей». Ежедневно на площади шумит колоритный рынок, по субботам здесь продают экологически чистые продукты, а по воскресеньям – антиквариат и книги. Вокруг Нового рынка находится несколько популярных баров и кафе-шопов, а посреди площади доминирует здание Де Вааг, построенное первоначально в качестве ворот средневековой городской стены (после сноса стены в XVII веке здание превратили в дом для взвешивания товаров, а ныне здесь размещается кафе).
Крупнейший и наиболее известный район публичных домов Де Валлен, являющийся к тому же и одной из важнейших туристических достопримечательностей Амстердама, занимает несколько кварталов между Новым рынком и Старой церковью. Вдоль аллей и каналов находится около 300 крохотных комнатушек, арендуемых проститутками, которые предлагают свои услуги из-за окон или стеклянных дверей, освещенных, как правило, красным светом.
Здесь же расположены многочисленные секс-шопы, бутики довольно специфической одежды, эротические театры, пип-шоу и стрип-клубы, Музей секса и Музей конопли, а также ставшие уже легендарными кафе-шопы, где продают марихуану. Улица Вармоэсстрат, относящаяся к Де Валлен, известна как местный «гей-виллидж», где представители сексуальных меньшинств (или уже не меньшинств?) весело проводят время в своих барах, клубах и отелях. На площади возле Старой церкви в 2007 году был установлен первый в мире памятник работникам секс-индустрии, представляющий собой бронзовую статую проститутки, которая в ожидании потенциального клиента стоит в дверном проеме.
Вообще проституция является в Голландии легальной, за исключением уличной, однако заниматься этим ремеслом могут только граждане Евросоюза. На практике же подавляющее большинство проституток района Де Валлен являются выходцами из Восточной Европы, Африки, Азии и Латинской Америки (среди сутенеров доминируют марокканцы, турки и албанцы). В последние годы власти Амстердама пытаются вытеснить проституцию и связанную с ней преступность из центра города, размещая в зданиях «красных фонарей» модные бутики и мастерские дизайнеров, но вряд ли туристы будут довольны потерей такой экзотической изюминки города, как яркий и манящий Де Валлен.
Некоторые из достопримечательностей амстердамцы «окрестили» по-своему. Например, башню Монтелбансторен, построенную в XVI веке на канале Аудеханс для защиты города, целые поколения горожан называют «Глупым Якобом». Столь обидное прозвище появилось потому, что башенные часы никогда не шли правильно. Но гораздо больше «достается» современным постройкам. Стеклянный дом одной из торговых компаний амстердамцы назвали «аквариумом с золотыми рыбками», а церковь, построенная в стиле модерн, показалась им похожей на ведро, в котором хозяйки когда-то носили уголь для печек.
Но самыми колоритными достопримечательностями города являются, конечно же, знаменитые амстердамские каналы. До сих пор точно не подсчитано, сколько же в Амстердаме каналов, мостов и островов, хотя появление первых каналов отражено во множестве исторических документов. Когда город только строился, первые кварталы обнесли рвом с водой. Но вскоре домам стало тесновато, и новые постройки начали возводить уже на другом берегу, как бы за чертой города. Понадобился еще один канал, потом еще…
Пять каналов, полукругом опоясывавших центральные кварталы Амстердама, соединили между собой рвами, и город получил свой знаменитый живописный водный лабиринт. В конце XIX – начале XX веков в Амстердаме, построенном на 95 островах, насчитывалось 50 каналов и около 200 мостов. Современные источники приводят различные цифры – 50-60 каналов, 400-495 мостов и 90 островов. Так получилось потому, что в разных описаниях одну и ту же полоску воды могли назвать каналом, а могли и просто канавой. То же и с мостами: те из них, которые казались совсем уж неказистыми, могли и не посчитать.
Каналы Амстердама вызывают восхищение в любое время суток и года. По утрам и вечерам они становятся нежно-розовыми от ярких солнечных лучей, днем кажутся зелеными – в воде отражаются высаженные по берегам деревья, а ночью превращаются в огромные зеркала, в которых переливается разноцветными огнями неугомонный ночной город. Амстердамские каналы – не только одно из главных украшений голландской столицы, но и место «прописки» для тех, кому по душе кочевая жизнь. Несмотря на то, что в городе постоянно строятся новые районы, часть амстердамцев предпочитает жить прямо на воде.
На каналах «припаркованы» многочисленные барки, хозяева которых вполне комфортно чувствуют себя в плавучих квартирах. Если поругались с соседями или надоел вид из окна, можно просто сняться с якоря и перейти на другое место. Каждый плавучий дом имеет свой адрес, например, «Канал Принцев, напротив дома №17». Хотя стоянка на воде платная, её стоимость не выше стоимости аренды квартиры. Правда, есть и некоторые неудобства – например, назойливые водяные крысы, которых предостаточно в здешних каналах.
Система амстердамских каналов причислена к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особого внимания заслуживают три основных канала: Херенграхт, Кайзерграхт и Принсенграхт, прорытые в XVII веке, который называют «золотым веком Нидерландов». Херенграхт («Канал лордов») – первый среди трёх главных каналов Амстердама, а также самый модный и дорогой (на его набережных раскинулись двух- и трёхэтажные особняки с внутренними дворами, эта часть города называется «Золотая излучина»).
Кайзерграхт («Императорский канал») – второй из трёх главных каналов, названый в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I. Принсенграхт («Канал принцев») – самый длинный из всех каналов Амстердама. Большинство домов вдоль него были построены еще в XVII веке, а мосты через канал Принсенграхт не стыкуются с улицами на стороне района Джордан. Также «Канал Принцев» известен своими фешенебельными «плавучими домами» или «уикэнд-хаусами», в которые их небедные хозяева приезжают, как правило, на выходные или на праздники, и не только из Нидерландов.
Между Кейзерграхт и Принсенграхт расположен разводной мост Магере Брюг («Тощий мост»), перекинутый через реку Амстел и соединяющий улицы Керкстрат и Ниуве Керкстрат. Этот знаменитый деревянный мост, окрашенный в белый цвет, был построен в 1671 году и расширен в 1871 году. До 2003 года по нему разрешался проезд всех видов транспорта, однако после реставрационных работ было разрешено движение только для велосипедистов и пешеходов. В День Победы на «Тощем мосту» дают праздничный концерт, на котором обычно присутствуют королева Беатрис и высшие государственные деятели.
Также интересен канал Сингел, на котором расположен всемирно известный плавучий цветочный рынок. Изначально в XV веке Сингел был обыкновенным городским рвом, однако в процессе роста Амстердама стал одним из его каналов. Он начинается в бухте Амстердама рядом с Центральным вокзалом и впадает в реку Амстел около площади Мунтпляйн, являясь одним из нескольких главных кольцевых каналов, опоясывающих город.
Зимой, когда каналы замерзают, они превращаются в огромные катки. А летом, весной и осенью по ним проносятся «речные трамвайчики», катера и моторки, пассажиры которых с восторгом рассматривают живописные трех- или пятиэтажные домики XVI-XVII веков. Их отличительная черта – узкие фасады. А появились они по весьма прозаической причине: размер налога на строительство зависел от размера фундамента. Предприимчивые купцы города быстро нашли выход: они строили дома, расширявшиеся к верху.
На первом этаже было, к примеру, три окна, на втором – четыре, на третьем – целых пять. На уровне крыш такие странные дома соприкасались друг с другом, а внизу оставался узкий крытый проход-переулочек. Правда, нестойкая почва не всегда может выдержать такие причуды архитектуры: отдельные дома покосились на сторону и выглядят как на детском рисунке.
До сих пор туристам показывают самый узкий домик в Амстердаме, своего рода достопримечательность квартала, на каждом этаже у которого всего одно окошко. Разумеется, внутренняя планировка голландских домов не позволяла такой роскоши, как широкие лестницы. Поэтому громоздкую мебель и товары для лавок грузили прямо через окна при помощи деревянных балок с блоком на конце. Такие балки сохранились на многих амстердамских домах: современная мебель также нередко не проходит в узкие двери.
Окна – еще одна деталь, которая поражает гостей нидерландской столицы. Неискушенному человеку кажется, что все хозяйки города одновременно сдали шторы в прачечную и почему-то забыли их забрать. Дома напоминают выставку по дизайну: ярко освещенные окна то тут, то там демонстрируют изящество вкуса владельцев квартир. Хозяйки негласно соревнуются между собой в умении содержать дом. Стекла, стены и тротуары сияют чистотой: по заведенной традиции раз в неделю устраивается грандиозная уборка.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Амстердам – столица и крупнейший город Нидерландов. Население муниципалитета составляет более 760 тыс. жителей, а вместе с пригородами – около 2,2 млн. человек. Амстердам является частью огромной агломерации Рандстад (куда кроме него входят Роттердам, Гаага, Делфт, Лейден, Утрехт, Харлем и другие города), которая является шестой по величине в Европе.
В XVI-XVII веках в гостеприимный Амстердам переселилось немало французских и фламандских протестантов (гугенотов), сефардов (евреев из Южной Европы) и ашкенази (евреев из Центральной и Восточной Европы), спасавшихся от инквизиции, а также искавших работу и пропитание вестфальцев, которые продолжали прибывать и в XVIII-XIX веках. В 40-50-х годах XX века в городе осела волна иммигрантов из Индонезии, в 60-х годах – рабочие из Турции, Марокко, Италии и Испании, в 70-х годах – иммигранты из Суринама.
В 70-80-х годах XX века многие старые амстердамцы переехали в спокойные пригороды, молодые специалисты и художники обосновались в покинутых ими кварталах Де Пийп и Джордан, а иммигранты заселили социальное жилье в западных и юго-восточных районах. Вследствие либеральной политики властей к 2010 году иммигранты из стран, не входящих в Евросоюз, составляли треть жителей Амстердама, а среди детей и молодежи – более 50%.
Иммигранты сконцентрированы в нескольких районах города – Цюйдост (30% жителей составляют суринамцы, 23% – африканцы, 6% – антильцы, 2% – марокканцы, большинство из них проживают в Бийлмер), Слотенварт (33% – марокканцы, 21% – турки, 5% – суринамцы), Зеебург (более 55% жителей – иммигранты, особенно из Индонезии, большинство из них проживают в Индише Бурт) и Осдорп. Среди религиозных конфессий наиболее многочисленны протестанты, католики, мусульмане и иудеи, хотя в последнее время благодаря выходцам из Нигерии и Ганы получили распространение афро-христианские культы, среди части суринамцев распространен индуизм, среди китайцев – буддизм.
Долгое время важным компонентом в жизни Амстердама являлась влиятельная и процветающая еврейская община. В ходе «Восьмидесятилетней войны» (или Нидерландской буржуазной революции 1568-1648 годов) крупнейший порт-конкурент Амстердама, Антверпен, в 1585 году был захвачен испанцами, что привело к массовой миграции антверпенских торговцев и ремесленников еврейского происхождения и огромного количества простых евреев, спасавшихся от испанской инквизиции, в Амстердам.
Тогда же еврейские купцы принесли из Антверпена в Амстердам технику огранки алмазов. Постепенно прибывавшие евреи заселили довольно большой район, простиравшийся от окрестностей Нового рынка до современной площади Ватерлоо. До начала Второй мировой войны евреи составляли более 10% населения Амстердама. Они занимались огранкой и торговлей алмазами, держали кинотеатры, рестораны, склады и магазины, однако фашистская оккупация положила конец процветанию амстердамских евреев.
Город издавна славился своим гостеприимством и толерантностью. Сюда бежали, спасаясь от гонений католической церкви, многие видные деятели Европы. В местных типографиях они могли опубликовать свои труды, запрещенные на родине. И, конечно же, пообщаться со своими голландскими коллегами. Среди выдающихся людей, чьи судьбы, так или иначе, связаны с Амстердамом, были и мыслители (Эразм Роттердамский, Ариэль Акоста, Бенедикт Спиноза, Йохан Хёйзинга), и художники (Рембрандт, Халс, Ван Гог, Босх, Ван Эйк).
В Амстердаме какое-то время жил изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. А имена представителей «нидерландской школы», крупнейшей композиторской школы эпохи Возрождения – Гийома Дюфаи, Жиля Беншуа, Йоханнеса Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена Депре, Якоба Клемента и Орландо ди Лассо – хорошо знакомы всем музыковедам.
Амстердамцы внесли существенный вклад в развитие ботаники и географии. Знаменитые Ост-Индская и Вест-Индская компании в свое время получили от нидерландских Генеральных штатов право колонизации Америки и Западной Африки. Тысячи принадлежавших компаниям кораблей сослужили добрую службу всему человечеству: ведь именно благодаря поискам новых торговых путей были открыты Австралия и Новая Зеландия, Тасмания, Суматра и Ява. А в честь знаменитого мореплавателя Вильяма Баренца названо Баренцево море. Кстати, современный Нью-Йорк обязан своим возникновением тем же голландским морякам, а его первоначальное название – Новый Амстердам.
В Амстердаме находятся два университета: Амстердамский и Свободный. Амстердамский университет, являющийся одним из крупнейших в Европе, был основан в 1632 году как лицей просвещения, в 1877 году получил статус университета, а ныне в нем насчитывает свыше 25 тысяч студентов и 5 тыс. сотрудников. В Амстердамском университете учились или преподавали несколько выдающихся ученых, ставших лауреатами Нобелевской премии: физики Питер Зееман, Ян Дидерик Ван-дер-Ваальс и Фриц Цернике, химик Якоб Хендрик Вант-Гофф.
Свободный университет был основан в 1880 году известным политиком, журналистом, философом и богословом Абрахамом Кёйпером как первый протестантский университет страны (до 60-х годов XX века в нем обучались практически исключительно студенты протестантского вероисповедания). Университет, в котором на сегодняшний день обучается около 18 тыс. студентов, включает в себя 11 научно-исследовательских институтов.
Говоря об Амстердаме, нельзя обойти стороной нидерландскую кухню, визитной карточкой которой является сельдь. Она издавна была и предметом экспорта, и любимым лакомством. В Амстердаме из этой рыбы готовят огромное множество блюд, но предпочтение отдается, как ни странно, самому простому: свежей сельди, специально разделанной и приправленной маслом и луком. На туристических картах изображением рыбки отмечают места, где можно попробовать сельдь (только в центре города их более трех десятков).
Среди других блюд, которые стоит попробовать в Амстердаме, компания «Аккорд-Тур» рекомендует вам копченый угорь с гарниром из яиц и лимона, свежайшие устрицы, очень густой гороховый суп «снерт» с нарезанными колбасками «рокворст», масляные шарики, которые готовят из самых разных продуктов (от сыра до крабов), местную кровяную колбасу, «стамппот» (картофельное пюре с овощами и копчеными колбасками) и «гюцпот» (мясное рагу, в состав которого входят тушёное мясо, отварной картофель, морковь и лук).
Также нидерландская кухня знаменита своими сырами («гауда», «эдамер» и «лейденский») и шоколадом, здесь распространены блины, на десерт подают пудинг или йогурт. Среди популярных напитков выделяются можжевеловая водка «эневер» (прародитель английского джина), пиво сортов «Хайнекен», «Амстел» и «Грольсх», горячий шоколад со взбитыми сливками и тёплый лимонад (кваст). По случаю различных праздников королевской семье подаётся апельсиновое бренди традиционно оранжевого цвета.
Амстердам отличается удивительным свободолюбием и не менее удивительной терпимостью. Не случайно этот город считается Меккой любителей «травки». Нидерланды – одна из немногих стран в мире, где употребление легких наркотиков не преследуется законом. Их в небольших количествах продают в так называемых «кафе-шопах» (ассортимент таких заведений включает как традиционные сигареты с марихуаной, так и галлюциногенные грибы, кексы и пирожные с одурманивающей начинкой).
В сувенирных магазинах Амстердама товары с изображением конопляного листа занимают едва ли не треть полок, однако ввоз и вывоз самих наркотиков строго запрещен. Полнейшая свобода наблюдается и в плане сексуальной ориентации, а клубы для геев и лесбиянок кое-где уже вытесняют обычные питейные заведения. Ночная жизнь Амстердама протекает бурно, весело и без всяких комплексов и при этом на улицах города вполне безопасно в любое время суток (опасность представляют как раз «перебравшие» туристы).
Три креста Святого Андрея на флаге Амстердама обозначают три достоинства города: доблесть, твёрдость и милосердие. Народная традиция также связывает эти три креста с тремя угрозами этому городу: водой, огнём и эпидемиями. Герб Амстердама также состоит из трех крестов Святого Андрея, хотя покровителем города считается Святой Николай. Девиз города «Heldhaftig, Vastberaden, Barmhartig», что переводится как «Доблестный, Решительный, Сочувствующий», был дарован Амстердаму в 1947 году Вильгельминой II в знак признания отваги, проявленной жителями во Второй мировой войне.
Среди городов-побратимов Амстердама – голландские Гаага и Роттердам, бельгийские Брюссель и Антверпен, Люксембург, латвийская Рига, египетский Каир, китайский Пекин, канадский Монреаль, американские Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Амстердам – деловая столица Нидерландов, здесь и в ближайших пригородах расположены штаб-квартиры крупнейших банков страны «ИНГ Груп» и «АБН Амро», одной из крупнейших пивоваренных корпораций мира «Хайнекен», одного из крупнейших электротехнических концернов мира «Филипс», крупной сети супермаркетов «Ахольд», химического концерна «Акзо Нобель», авиакомпании «КЛМ», логистической корпорации «ТНТ Экспресс», модного холдинга «Мекс», одного из крупнейших издательских домов мира «Эльзевир», международной аудиторской и консалтинговой компании «КПМГ».
В Амстердаме и его пригородах размещены электротехнические, авиастроительные, судостроительные, химические, нефтеперерабатывающие и деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, город является крупнейшим центром пищевой промышленности Голландии (пивоварение, переработка кофе, табака, какао, кокосового масла, картофеля, зерна, сахарной свеклы, рыбы) и крупным центром гранения и торговли алмазами.
Важное место в экономике города занимают финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность, розничная торговля, транспортные и логистические услуги, проведение ярмарок, выставок и конференций. Ежегодно город привлекает около 4,2 миллиона туристов.
Амстердам имеет хорошо развитую систему муниципального общественного транспорта. В городе действуют метрополитен, традиционный и скоростной трамваи, автобусная сеть и паромные переправы. Кроме того, в Амстердаме насчитывается более полумиллиона велосипедов, и это средство передвижения завоевывает с каждым годом все больше сторонников (ежегодно только из местных каналов вытаскивают около 6 тыс. двухколесных «коней»).
Международный аэропорт Схипхол находится в 20 минутах езды поездом от Центрального вокзала Амстердама. Это крупнейший аэропорт Нидерландов и 4-й по величине аэропорт Европы. Он был построен в 1916 году на месте осушенного Харлемского озера и в 2007 г. обслужил более 48 млн. пассажиров и более 1,5 млн. тонн грузов.
Для того чтобы открыть для себя что-то новое, не обязательно ходить по консервативным музеям. Можно просто пройтись по многочисленным магазинчикам Амстердама, владельцы которых стараются привлечь туристов всеми возможными способами. Перед витриной очередного магазина можно увидеть, как хозяйка собственноручно варит мыло. А совсем рядом – удивительную лавку, увешанную до самого потолка воздушными змеями. Также стоит заглянуть в магазин фурнитуры, в котором бусинки разложены по 4 тыс. горшочков.
Но один музей, несомненно, привлечет внимание всех женщин – это Музей сумок (Тассенмузеум), обладающий самой большой в мире профильной коллекцией. С 2007 года он располагается в патриархальном здании XVII века, выходящем на самый престижный в Амстердаме канал Херенграхт. Здесь собраны около 3,5 тыс. экспонатов – от исторических кошельков, сумок, сумочек и чемоданов, изготовленных начиная с XVI века, до вожделенных экземпляров XX века от «Шанель», «Эрмес», «Луи Виттон» и «Прада».
Основными торговыми зонами Амстердама являются кварталы вокруг площадей Дам (универмаги «Де Бьенкорф» и «Пик энд Клоппенбург») Мунтпляйн (торговый центр «Калверторен») и Ватерлоопляйн, параллельные улицы Дамрак – Рокин, Калверстрат – Ниувендейк и Ниувезейдс Вурбургвал (торговый центр «Магна Плаза»), а также кварталы вдоль престижного канала Херенграхт. Дорогие бутики сконцентрированы на улице Питер Корнелис Хофтстрат, расположенной между Вондельпарком и Музейной площадью.
Не меньшее удовольствие от покупок и общения вы получите, прогулявшись по колоритным рынкам Альберт Кюйпмаркт, где торгуют преимущественно суринамцы, антильцы, турки и марокканцы, Вестермаркт, Тен Катемаркт и Даппермаркт. Кроме того, Амстердам является крупным европейским центром модной индустрии, ведь здесь базируются известные марки «Мекс», «Джи-Стар», «Виктор энд Рольф», «10 фит», «Джисус», «БлюБлуд», «Ирис ван Херпен» и «Варменховен энд Вендербос», а также работают такие дизайнеры, как Март Виссер, Шейла де Вриес, Марли Деккерс и Франс Моленар.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Знаменитые города мира прекрасны не только потому, что их здания строились величайшими мастерами зодчества. И не только благодаря историческим достопримечательностям. Их особая прелесть заключается в том, что каждый, кто приезжает в такой город, находит в нем что-то свое, особенное. Амстердам, где соборы и музеи мирно уживаются с публичными домами и кафе-шопами – из их числа.
Для одних столица Нидерландов – это ажурные мосты и извилистые каналы, где плавают дикие утки, уже привыкшие к людям. Для других – бочки вкуснейшей сельди и прославленное пиво «Хайнекен», которое изготовляется по рецептам, известным со времен Средневековья. Для третьих Амстердам – это родина Рембрандта, место, где он написал свои лучшие картины. А для четвертых – город, где можно безнаказанно покурить «травку» на глазах у полицейского. И так до бесконечности…
1
2
3
4
5
6
7
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата заметки: 13.09.2010 К-во страниц: 7
Туристическая компания Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638